Содержание
Tiguan T&F 2012
95000 км. Пришла пора заменить вентилятор охлаждения на моём Тиге.
Проявляться это стало внешне не заметно, никаких сообщений на приборной панели, никаких предупреждений. Единственное в чём проявлялась неисправность — цикличный непривычный шум вентилятора, что можно было услышать в пробке при открытых окнах. Продолжалось оно и после остановки и выключения зажигания.
Открыв капот, увидел, что малый вентилятор периодически, примерно раз в 10 секунд, включается на полную мощность тоже примерно секунд на 10. Большой вентилятор при этом не работает вовсе. При езде в пределах 2-2.5 тыс.оборотов, датчик на приборке показывал температуру масла до 104-106 градусов. При езде в пределах 1.5-2 тыс. температура держалась в пределах 98-102 градуса.
При холодном старте и постепенном прогреве двигателя, большой вентилятор начинал вращаться как и положено. Однако когда температура поднималась до определённой величины и наступал черёд включить большую скорость, он просто выключался.
Порывшись в интернетах выяснил, что проблема эта весьма распространенная и заключается в выходе из строя контроллера вентиляторов, который находится внутри большого вентилятора. Судя по всему, выходят из строя силовые ключи, отвечающие за повышенные обороты большого вентилятора.
Здесь сказывается напичканность современных машин электроникой. Даже такая простая деталь как вентилятор уже далеко не всегда так проста как кажется. В моём случае, вентиляторы не являются простой пассивной нагрузкой. Подключение осуществляется по 4-м проводам — 2 силовых на питание и 2 слаботочных на управление. Включены вентиляторы последовательно. Сначала подключается большой. Внутри него находится блок управления как самим большим, так и подключаемым следом малым вентилятором. Малый вентилятор — обычный, двухпроводной, без встроенной электроники.
На малых температурах большой крутится, маленький работает штатно. То есть, с большой степенью вероятности можно было исключить неисправность помпы, термореле, термодатчика, контактные явления и т.д. По всем симптомам получалась именно неисправность блока управления.
Цена вопроса
Позвонил дилеру. В ответ получил стандартное приглашение на сервис с проведением диагностики. Дальнейшие расспросы о решении конкретной проблемы и стоимости повергли меня в уныние. Ремонт предлагался только полной заменой всего «телевизора» с обоими вентиляторами и с полной разборкой всей морды. Плюсами в этой процедуре были: замена сразу обоих вентиляторов на новые, возможно даже оригиналы, промывка радиаторов (что само по себе операция весьма трудозатратная и дорогостоящая), замена всех жидкостей в них и т. д. Минусы — время ожидания заказанных запчастей у официалов иногда превышает все мыслимые рамки (мне давали как ориентир от пары недель) и примерная стоимость всей процедуры — около 40 тыс. То есть около 20 тыс. просили за сами вентиляторы и примерно столько же за работу и расходники.
Пообщавшись с несколькими неофициалами понял, что сильно сэкономить на их услугах тоже не получится — стоимость работ заявлялась от семи тысяч.
В итоге решил пойти по наименее затратному пути и поменять самому на неоригинал. Предстоящие работы пугали, особенно с учётом того, что в машинах я толком не разбираюсь и моё умение их «чинить» раньше сводилось только к замене ламп ближнего света, доливке масла и сезонной смене резины. Все ТО делал дилер. Но на данный момент мой бюджет не позволял воспользоваться их услугами.
Итак, решение принято, ищем где заказать замену. Оказалось тоже не всё так гладко как хотелось бы. Впрочем, описывать процесс заказа, ожидания, его отмены и заказа в другом месте, с последующим опять затянутым ожиданием, я не стану. Скажу только, что давно уже не сталкивался с подобным ведением дел нашими коммерсантами. Клятвенно заверять, что товар в наличии, при заказе в четверг обещать его привезти в субботу-воскресенье, на звонки отвечать ссылаясь на задержки делера, и только во вторник уточнить адрес, куда в среду может быть всё-таки поедет курьер… Мне казалось, что такое поведение уже несколько лет как кануло в лету, однако…
Замена вентилятора охлаждения Tiguan на аналог от Luzar LFC18K2
Поизучав форумы я остановился на самой бюджетной модели от Luzar — LFC18K2
И вот, получив долгожданную коробку, начинаю процедуру замены. Для этого необходимо снять весь «телевизор» с обоими вентиляторами. Тут существует два способа — вверх и вниз. Сам «телевизор» крепится по углам на 4-х саморезах. В обоих случаях, необходим доступ к нижним винтам и придётся снимать пластиковую накладку и защиту картера.
Способ вверх мне не понравился из-за того, что при этом будет необходимо отсоединять один из шлангов радиатора (он мешает свободно достать «телевизор» вверх), что в лучшем случае грозит проливом некоторого количества охлождайки, а в худшем — её полной заменой. И к тому же, данный способ не даёт никаких преимуществ перед вторым в плане трудозатрат — отличие только в отсутствии необходимости снятия поперечины крепления защиты картера, а это всего лишь металлическая перекладина на двух болтах.
Второй способ — снять весь блок вентиляторов вниз. Как оказалось — процедура хоть и не очень приятная, но вполне осуществимая. Основным осложнением в данной операции является необходимость подъёмника или ямы для упрощения работы с авто снизу. Однако, в моём случае, за неимением ни того ни другого, я обошелся простым лёгким приподнятием передка на высоту кирпича — подкладывание под передние колёса пары лежащих поперёк кирпичей (в один ряд, не друг на друга!). И, конечно, не забываем про включение ручника и подкладывание страховочных стопоров под задние колёса.
В конце концов, машина с достаточно высоким клиренсом и при очень большом желании и соответствующей комплекции, под неё можно залезть вообще без ничего. Как в итоге выяснилось, метод вполне себя оправдывает, хотя и назвать подобные работы особо удобными тоже нельзя.
Верхнее крепление «телевизора» вентиляторов
Сверху для облегчения доступа к одному из саморезов крепления блока вентиляторов, я снял переднюю часть воздухозаборника и отсоединил горловину бачка стеклоомывателя.
Второй саморез доступен без дополнительных усилий.
Нижнее крепление «телевизора» вентиляторов
В моём случае, речь идёт о комплектации T&F со скошенным «лодочным» носом. Фото данной процедуры не делал, т.к. было не удобно, да и тут нет ничего особенного.
Для получения доступа к нижним саморезам крепления, необходимо сперва снять пластиковый обтекатель, прикрывающий защиту картера и саму защиту. Для этого надо открутить три самореза. Потом, сначала с одного края, потом с другого, постепенно передвигась к центру, вытянуть на раскачку пластину обтекателя на себя.
Далее необходимо снять защиту картера. Сначала необходимо открутить 6 саморезов крепления подкрылок, по 3 с каждой стороны. Потом уже крепление самой защиты — 3 болта спереди и 2 сзади, под днищем. Желательно заранее предусмотреть какой-нибудь подпор, чтобы не получить упавшей защитой по голове. Вес у неё не очень большой, но всё же…
Для возможности вытащить блок вентиляторов вниз, необходимо снять металлическую поперечину, к которой крепилась тремя болтами защита картера. Держится она на двух болтах по краям, доступ к которым осуществляется через отверстия в пластике бампера. Я снимал её в самом конце, уже после того, как открутил все саморезы крепления «телевизора».
Снятие блока вентиляторов
Итак, основные демонтажные работы завершены. Но самое интересное только начинается. Основная сложность по началу — добраться до саморезов. Если сверху они хоть и не очень удобно расположены, но всё же в пределах досягаемости, то вот снизу…
Правый по ходу движения саморез надёжно скрывается под трубками радиатора. Для того, чтобы добраться до него, мне пришлось освободить большой шланг из резинового фиксатора снизу, а его соседа от пластикового крепления сверху.
Большой шланг был немного сдвинут в сторону. Для его фиксации воспользовался небольшой струбцинкой. И всё равно это не даёт полного доступа к этому саморезу. Все попытки подобраться к нему руками, используя обычный Г-образный ключ, привели к его выкручиванию примерно на один оборот за полчаса мучений… При этом длительное нахождение в крайне неудобной позе, работа практически на ощупь с постоянным напряжением рук, очень сильно выматывает, а результат разочаровывает.
После этого я воспользовался угловой насадкой на шуруповёрт. Пришлось немного изловчиться, чтобы попасть битой в саморез, но обзор при этом не закрывается рукам и в итоге всё получилось достаточно просто и быстро.
С левым нижним саморезом всё прошло намного проще. Изначально доступ к нему несколько затруднён, но по сравнению с правым — не критично. С помощью насадки на шуруповёрт справился с ним легко и быстро, даже забыв сфотографировать процесс.
Еще одной большой проблемой для меня стал сам разъём вентиляторов. Крепится он настолько сильно, что на его открытие в общей сложности у меня ушло не менее получаса. Начал я попытки его разъединить практически сразу как только смог до него добраться и не прекращал их по мере борьбы с откручиванием нижних саморезов. В итоге саморезы поборол, а разъём всё никак не поддавался. Увы, так толком и не понял что его держало, но после ожесточённых попыток и раскачивания он всё же разъединился, и я смог, наконец, опустить блок вентиляторов вниз.
Замена вентилятора
Наконец-то основная часть демонтажных работ завершена и «телевизор» с обоими вентиляторами извлечён. Заодно можно узнать что за вентилятор использовался на моём Тиге с завода — Brose 1K0959455DL.
Дальше уже остаётся дело техники… Пришлось, правда, прилично повозиться с расстыковкой разъёма, соединяющего большой и малый вентиляторы (он на защелке, никак не хотел разъединяться), освободить провод, отвернуть три гайки крепления старого и установить на его место новый вентилятор.
С установкой нового вентилятора проблем не возникает. Всё подходит идеально, все разъёмы и крепления совпадают, ничего переделывать и «колхозить» не приходится. Не забываем надёжно зафиксировать с помощью клипс провод нового вентилятора в жёлобе телевизора.
Убеждаемся, что всё подсоединено правильно и надёжно, что вернули назад все шланги, зафиксировали все крепления. Далее сборка в обратном порядке.
На всё ушло примерно 4 часа с перекурами, медитациями и перерывами из-за кратковременных дождей. Теперь всё работает в штатном режиме, и завывания малого вентилятора прекратились.
В идеале, конечно же, надо провести чистку радиаторов, но это уже совсем другая история с точки зрения трудозатрат и необходимого оборудования, которого у меня не имеется.
P.S. Декабрь 2020.
Прошло больше года и 10.000 км пробега. Были за это время и зимние дороги города и лазанье по горным перевалам Краснодарского края летом — проблем не замечено. Пока могу сделать только один вывод — овчинка того стоила.
P.P.S. Январь 2024.
Пошел уже пятый год после замены вентилятора. В последнее время ездить приходится очень мало, но тем не менее накатал еще тысяч 20. Пока всё стабильно, придраться не к чему.